Наличники на окна под старину - Мастер на все руки
Helga-stroy.ru

Мастер на все руки
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наличники на окна под старину

Резные наличники: оригинальные идеи оформления

Использование резных наличников во внешней отделке дома способно преобразить любое строение, даже самое примитивное по архитектуре. В основе самого слова «наличники» лежит значение «на лицо». Неудивительно, что с такими украшениями дом приобретает узнаваемость, необычность, оригинальность и завершенность образа.

Особенности

Сами по себе наличники несут несколько функций. Декоративная — лишь одна из них. С помощью таких элементов можно зрительно сделать узкий дом шире, а низкое строение «увеличить в росте».

Благодаря таким украшениям маскируются зазоры между оконной рамой и стеной, что в свою очередь приводит к уменьшению уровня шума с улицы. Кроме того, в щели не проникает пыль и вода, а в сам дом — холод.

Используя резные наличники, можно сделать здание колоритным в национальном плане и оформить его под старину. Важно, чтобы применение этих элементов было уместным. Деревянные наличники на пластиковом окне будут смотреться также странно, как и металлические на бревенчатом доме.

Резные наличники для окон можно сделать из пластика, МДФ, ДВП, металла и дерева.

Наиболее привычным и распространенным вариантом являются деревянные. Они прекрасно выглядят, зачастую поражая богатой резьбой, и поддаются реставрации. В качестве основы для создания фигурных элементов часто выбирают клен, ольху или березу, а также сосну. Такое дерево нельзя назвать особо стойким и долговечным, зато оно легко режется и недорого стоит.

Для изготовления небольших элементов часто выбирают яблоню или черешню.

Изделия из бука, дуба, лиственницы или ясеня хорошо сопротивляются воздействию осадков и перепадам температур, но обрабатывать эти породы намного труднее.

Выделяют несколько видов деревянных наличников:

  • Плоские. Никакого «декоративного подтекста» в них нет. Такие модели используют лишь для одной цели — закрытия щелей дома наиболее экономичным способом.
  • Фасонные. Модели имеют выпуклую поверхность. В них могут быть выступы и впадины в виде вырезных узоров. В таких «рамках» окна смотрятся очень нарядно. Особенно выразительными зачастую бывают оконные ставни.
  • Фигурные. Такие изделия отличаются особой индивидуальностью, оригинальностью форм и прорезных элементов. Их в полной мере можно назвать декоративными элементами дома. Чтобы изготовить эти изделия, нужен вертикально-фрезерный станок.

Проблемой деревянных наличников является то, что с годами материал может потемнеть, растрескаться или сгнить. Чтобы предотвратить это, периодически нужно проводить их обработку защитным лаком.

Наличники из металла смотрятся не хуже деревянных и органично вписываются в облик фасада, оформленного с использованием сайдинга. Материал позволяет декорировать изделие сложными узорами и комбинированной расцветкой. Такие наличники отличаются долговечностью и монтируются без особого труда. Но не следует забывать, что металл подвержен коррозии, поэтому нужно принимать меры, чтобы на обрамлении вокруг окон не стали появляться следы ржавчины.

Окна ПВХ лучше всего украсят пластиковые наличники. В отличие от деревянных такие могут быть выполнены в любой форме и цвете. Они не растрескаются с годами, не сгниют, их не съедят насекомые. Изделия легко установить. Они долго служат и не требуют особого ухода.

Проблема только в том, что эти изделия невозможно изготовить самостоятельно, а вариантов с по-настоящему тонкой рельефной резьбой производители не предлагают.

Древесно-волокнистая плита позволяет выполнить на ней любые рисунки и легко поддается обработке. Именно поэтому ее часто используют для украшения окон. Чтобы такие изделия со временем не набрали в себя воду и не испортились, до начала эксплуатации их надо заламинировать.

Схожим по структуре материалом является МДФ — мелкодисперсная фракция дерева. По сути это улучшенная версия ДВП. Этот материал также можно использовать для изготовления наличников, обработке он поддается не хуже древесно-волокнистой плиты.

Сама резьба также различается по видам.

  • Прорезная. Она создается по всей площади наличника и напоминает воздушные кружева.
  • Накладная. В данном случае ажурные элементы накладываются на сплошную основу, к которой приклеиваются или приколачиваются гвоздями. При таком подходе получаются более тонкие, легкие и четкие орнаменты, чем при использовании глухой резьбы (не насквозь).

Наличники также отличаются по виду монтажа.

  • Накладные просто прикрепляются на стену возле окна и прибиваются гвоздями без шляпок, либо садятся на клей.
  • Телескопические с г-образными выступами вставляются в зазоры между оконной коробкой и стеной. Устанавливать их не так просто, как накладные, зато они обеспечивают более надежную изоляцию стыка от внешнего воздействия.

Как сделать и установить?

Чтобы изготовить своими руками деревянные наличники, потребуются следующие инструменты.

  • дрель и сверла к ней;
  • электролобзик с набором пилок;
  • стамески;
  • наждачная бумага;
  • лепестковый диск на дрель из наждачной бумаги;
  • шлифмашинка;
  • фрезер.

Для начала нужно определиться с ажуром, который будет присутствовать на наличниках. Люди с талантом и должной подготовкой могут самостоятельно сделать желаемое изображение. Также в интернете можно найти огромное количество самых разнообразных рисунков.

Выбранный вариант необходимо перенести по шаблону на доску. Иногда шаблон приходится увеличивать. Самое простое — сделать распечатку нужного размера, перенести схему на картон и вырезать.

Толщина доски при прорезной резьбе должна составлять не менее 3 сантиметров. Если резьба накладная, можно использовать для создания ажура древесину толщиной в 1 сантиметр.

Приступая к процессу создания прорезных наличников, многие задумываются над тем, можно ли создавать рисунок одновременно на нескольких из них, сложив будущие изделия стопкой. Ведь рисунок один и тот же.

Профессионал с соответствующим оборудованием может допустить такой вариант решения задачи. Что касается домашних мастеров, у них зачастую в наличии лобзики недостаточной мощности. В результате процесс обработки нескольких досок одновременно проходит очень медленно.

Когда линии прямые, пилка работает на приемлемой скорости, на закругленных участках процесс получается слишком долгим. В результате «оптового» подхода выигрыш по времени не такой значительный, как хотелось бы.

Также надо учитывать, что даже качественные пилки отклоняются при обработке дерева слишком большой толщины. Поэтому на нижних досках могут получиться неаккуратные прорези. Поэтому, приступая к делу, нужно хорошо подумать обо всех нюансах процесса.

Важно правильно расположить рисунок на деревянной заготовке. Чтобы наличники не потрескались, элементы должны «идти» вдоль древесного волокна.

Для начала следует вырезать лишнее дерево в определенных местах. Пилки подбираются с таким учетом, чтобы необходимое отверстие по диаметру было чуть больше ширины инструмента.

В полученные на первом этапе прорези устанавливается пилка, и по намеченному рисунку убирается все лишнее. Действовать нужно точно, но с учетом того, что на оконное обрамление будут смотреть издалека, небольшие погрешности не должны слишком озадачивать мастера.

Если у изделия край фигурный, он также создается при помощи лобзика. При резе слишком сложной формы некоторые места могут получиться не особо изящными. Ситуацию исправит дальнейшая обработка стамеской. Завершенный вид изделиям придается на таких обязательных этапах изготовления, как шлифовка, грунтование и покраска.

Быстрее всего шлифовка идет с использованием шлифмашинки. С наждачным кругом на дрели процедура проходит уже медленнее. Ручная обработка наждачной бумагой отнимает очень много времени. Если доводить облик плоских поверхностей до завершения шлифмашинкой, а наждачкой проходиться по мелким деталям вручную, можно получить необходимый результат, не затягивая процесса создания наличников.

Читать еще:  Как прикрепить гребенку к пластиковому окну

Грунтовка нужна для того, чтобы собственноручно созданная красота из дерева не подверглась сырости, воздействиям солнца, грибка и жуков-древоточцев. Подойдет любая пропитка для наружного применения. Будущий наличник удобнее всего опустить на несколько минут в емкость с соответствующим раствором. Другой вариант — пройтись по всем завиткам и прорезям кисточкой.

Для окрашивания можно использовать разные составы. Удобно пустить в ход масло для дерева, впитывающееся в него. Такое покрытие нужно будет обновить лишь через несколько лет. Перед повторной обработкой потребуется очистить поверхность и убрать с нее пыль. Выбирая этот способ защиты изделия, нужно учитывать, что масло стоит дорого, а выбор цветов ограничен.

Если использовать укрывистые краски, перекрашивать наличники нужно будет раз в год. Чтобы изделия сохраняли опрятный вид, старую краску перед нанесением новой необходимо убирать, заново проводить грунтовку и только после этого наносить свежий слой.

Последний этап работы — установка наличников. Их можно крепить на стену или подкладную доску и только потом – на фасад вокруг окна.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве

Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы. Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.

По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.

Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.

Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался. forumhouse.ru/ © Иван Хафизов.

Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.

Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце. bigpicture.ru.

Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».

Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. progorodsamara.ru.

Как удалось выяснить авторам Novate.Ru, техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.

Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля. bigpicture.ru.

Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.

Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость. courier-media.com.

Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.

Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц». progorodsamara.ru.

Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.

Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила. progorodsamara.ru.

Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).

В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом. forumhouse.ru/ © Иван Хафизов.

Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.

В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов. houzz.ru.

Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.

Иван Хафизов сделал около 18 тыс. снимков и создал «Виртуальный музей резных наличников». forumhouse.ru.

Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».

Резные орнаменты и разнообразные фигуры призваны были охранять семейный очаг от невзгод. moydom.media/ © Иван Хафизов.

Читать еще:  Уплотнитель притвора пластиковых окон

Резьба по дереву имитирует стиль барокко в доме вологодского купца. forumhouse.ru. / © Иван Хафизов.

Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.

Двухцветные забайкальские наличники (Чита XVII в.). nalichniki.com./ © Иван Хафизов.

Несмотря на то, что на улице XXI век, наличники все так же популярны в некоторых регионах страны. Единственное, что современные резные элементы никто не согласовывает с поверьями, и наносят их без глубокого осознания значимости для существования дома и семьи, просто создают красивое сочетание геометрических форм и цветочных элементов.

Современные наличники отличаются высокой эстетикой, но смысловую нагрузку не несут. pinterest.com.

Большинство из нас, глядя на великолепное творение зодчих думает, что видит исконно русское народное творчество, но это не так. Как оказалось, все невероятно красивые образы, которые мы помним еще из иллюстрированных сказок (чего стоит только избушка на курьих ножках Бабы Яги!) наши предки позаимствовали у норвежских зодчих. И это доказывают древние сказочные постройки, которые не просто сохранились на территории Норвегии до наших дней, но и до сих пор функционируют.

Наличники на окна — пошаговое описание выбора дизайна и советы по установке. Лучшие 100 фото-идей

Первоначально наличники задумывались, как элемент отделки фасада, и предназначались для укрытия зазоров и щелей между стеной и оконной рамой.

Кроме утилитарной функции наличники всегда имели декоративную и эстетическую функцию украшения здания.

Разновидности наличников

При выборе наличников следует придерживаться главного правила – материал, из которого они изготовлены должен быть таким же, что и материал окна.

Однако, имеются исключения в виде эксклюзивных наличников, изготовленных вопреки этому требованию.

Оконные наличники из дерева

Материал, из которого изготавливаются деревянные наличники на окна – планки толщиной более 0,3 м. Их ширина может различаться в зависимости от художественного замысла и оформления.

Деревянные наличники с прорезным узором изготавливаются на фрезерном станке.

Преимущества наличников из дерева:

  • Низкая цена;
  • Простота установки.

Недостаточный срок службы во влажном климате и перепадах температуры. Для предохранения от внешних воздействий требуется периодическая окраска либо покрытие лаком;

Выпускаются в виде планок длиной от 1,5 до 2 м различной формы с рельефным узором либо без него. Применяются для сокрытия и защиты мест сочленения оконных рам со стенами от климатических воздействий.

Наличники из дерева с резьбой

Такие узоры выпиливаются лобзиком, либо используются другие инструменты. Узор для резных наличников на окна выбирается с учета предпочтений хозяев и может состоять как из нейтрального орнамента, так и содержать мистические символы.

Для изготовления резных наличников на окна в доме своими силами требуется опыт столярных работ. Начинающим следует отдавать предпочтение незамысловатым узорам.

Положительные стороны резных наличников из дерева

  • Эстетическая привлекательность;
  • Не требуют значительного финансирования при самостоятельном изготовлении;

Негативные стороны:

  • Значительная стоимость при покупке готовых изделий;
  • Недостаточная механическая прочность;
  • Недостаточная устойчивость к климатическим воздействиям, и в связи с этим необходимость в постоянно обновляемом лакокрасочном покрытии.

Пластиковые наличники

Такие наличники изготавливаются только в заводских условиях из различных видов пластмасс, например, из пенопласта либо поливинилхлорида и могут имитировать резьбу по дереву.

Пластиковые наличники во многих случаях входят в комплект заказанных пластиковых окон. Установка осуществляется при помощи «жидких гвоздей», особых креплений, клеевого соединения либо скотча.

Преимущества:

  • Повышенная влагоустойчивость;
  • Простота установки;
  • Долгий срок службы.

Негативные стороны:

  • Пониженная механическая прочность некоторых конструкций;
  • Незначительный выбор моделей, имитирующих деревянные наличники с резьбой.

Москвич спасает старинные наличники, делая из них модные зеркала и стеллажи. ФОТО

Художник рассказал о том, где он находит уникальные предметы старины и как превращает их в современное искусство

Виталий Жуйков родился в Удмуртии. С детства он любил рисовать. Возможности посвятить себя творчеству в те далёкие годы у него не было, поэтому после восьмого класса он окончил строительный колледж. Но, как говорится, талант всегда найдёт себе дорогу. Потом была Москва, учёба в Британской высшей школе дизайна, 15 лет работы графическим дизайнером и арт-директором в журналах, посвящённых дизайну интерьеров. Постепенно деятельность Виталия перешла из плоскости графического дизайна в объём и прикладное творчество: он начал работать со стариной, преображая её и создавая модные предметы интерьера.

«Это прагматичный подход. Дело в том, что люди проходят мимо старых вещей, которые ещё могут пригодиться. Они не понимают этого, не могут оценить. А, на самом деле, к этому просто нужно приложить руки и голову. Тогда вещь заработает и будет актуальной в наши дни», – говорит Виталий.

Усидеть на двух стульях

Свою деятельность по преображению винтажа Виталий начал в 2012 году. Тогда в руки дизайнеру попались стулья 50-60-х годов, которые люди выбрасывали на помойку или отдавали за бесценок.

«Я их реставрировал, красил в интересные цвета, придумывал необычные сидушки, спинки, и люди начали обращать на это внимание, им стало интересно: ведь подобные вещи не только необычны по дизайну, но ещё и практичны. Когда я только начал заниматься этим, мне в соцсетях постоянно присылали фотографии выброшенных стульев и адреса, где их можно было найти», – рассказывает художник.

Однажды летом он гостил в Удмуртии и увидел, как знакомая, решив обшить свой старый дом сайдингом, выбрасывает наличники. Виталий не смог пройти мимо ставшей ненужной старины и привёз свой первый наличник в Москву, обработал его, вставил зеркало. С этого всё и началось. Впоследствии деятельность по переделке стульев стала художнику неинтересна, и он полностью переключился на работу со старинными предметами.

Не теряя корни

Несмотря на то, что мужчина уже много лет живёт и работает в Москве, он не утратил любовь к своей малой родине. Каждый год Виталий проводит лето в Удмуртии, в старом купеческом городке Сарапул, где у него есть небольшой домик.

Через пару лет после создания первого наличника он уже осознанно искал там эти артефакты. По словам Виталия, сейчас в регионе идёт активная деятельность по сносу старых домов, и эти наличники просто выбрасывают за ненадобностью, сваливают под трактор.

«Это для меня, конечно же, было шоком. Я тогда, помню, прямо из-под трактора вытащил пару наличников. Хорошо, что успел. Идея, как оказалось, лежала на поверхности, её быстро подхватили другие дизайнеры. Мои наличники по телевидению не раз показывали: и в «Дачном ответе», и в «Квартирном вопросе». Уже появились последователи, которые копируют эту идею. Но я не сержусь – это ведь не плохо, что люди начали обращать внимание на вещи с историей, необычные фактуры», – делится Виталий.

Читать еще:  Вентиляция чердака без слуховых окон

Богачи делали наличники из толстых досок, люди победнее – из тонких

Он признаётся, что очень любит свою малую родину. Там он черпает энергию и вдохновение для дальнейшего творчества. Поэтому и рабочий материал – наличники, маслобойки – старается привозить именно оттуда:

«Дело в том, что я знаю эту местность, знаю дома, их историю, людей, которые там жили. Мне легче и приятнее работать, когда чувствую, что есть отдача, какая-то энергия. А просто так поехать в соседние деревни за 200 – 300 км от Москвы – это не моё. Мне неинтересно с такими вещами работать. Корни дают о себе знать. Поэтому каждый год я заказываю «Газель» и везу предметы старины в Москву».

По его словам, наличники часто отдают за бесценок. Цена вопроса – от тысячи рублей за штуку. Многие и вовсе их дарят. В поисках рабочего материала для своих работ Виталий устраивает целые экспедиции: ездит по деревням, знакомится с хозяевами и оставляет записки на заброшенных домах с предложениями о покупке наличников. Из заброшенных домов художник никогда ничего не берёт. Во-первых, это незаконно, во-вторых – некрасиво: у каждого дома всё равно есть хозяин. Поэтому вопросы по приобретению всегда решаются только лично.

«Работа со стариной – это всегда интересно. Потом вспоминаешь наличник по истории, связанной с ним. Однажды я приехал за конкретным наличником, но мне сказали, что у брата есть другой — старый, красивый и большой. Во время покупки я ещё увидел большое дырявое корыто и попросил отдать мне его бонусом. Отдали. Я потом сделал столик, а раньше из него поросят кормили. Так часто бывает: приходишь за одним, а уходишь с другим. И про каждый наличник найдутся такие истории. Можно уже книгу выпускать в нагрузку к каждому наличнику о том, как я его добывал», – делится дизайнер.

Тот самый столик, который Виталий сделал из корыта

Как рассказывает художник, его наличники пока не стали мейнстримом. Многие до сих пор думают: «Как так, я старьё домой понесу! Лучше новое закажу». Но Виталий считает, что новодел – это другое. Его сразу видно. В нём нет той души, истории, фактуры, которая присутствует в вещах, проживших долгую жизнь.

Цена бесценного

На одно зеркало из наличника в среднем уходит около недели. Если создаётся стеллаж, времени требуется больше.

Технология создания такого шедевра довольно проста: его зачищают, обрабатывают антисептиком, затем в ход идут масло и воск. В редких случаях Виталий покрывает изделие лаком. Но это, конечно, редкость, поскольку в данном случае на дереве появляется неприятная химическая плёнка. Если дерево не крашенное, его обрабатывают только маслом, предварительно пройдясь по поверхности металлической щёткой.

«Когда я вижу, что наличник крашенный, а цвет – не очень интересный, то с чистой совестью выкрашиваю его в какие-то модные интересные цвета. С ним уже ничего не сделать: старую краску никак не снять, зачастую там её – несколько десятков слоёв», – говорит Виталий.

Срок службы обработанных наличников – более 100 лет. По словам Виталия, максимум, что может произойти с деревом – небольшое ссыхание. Но это, как правило, происходит при его эксплуатации на улице. А в домашних условиях такой предмет интерьера может прослужить десятки, а то и сотни лет.

Поленница, изготовленная из фрагментов старого разрушенного наличника

В вопросе стоимости готового изделия всё зависит от года создания наличника и его размера. Если это старый наличник, Виталий старается не вносить никаких дизайнерских новшеств, а просто вставлять зеркало. Потому что это – уже антиквариат, ценный по факту своего существования. К примеру, у Виталия есть наличник 1905 года и ещё несколько старинных наличников величиной более трёх метров. Такие экземпляры можно смело назвать бесценными, поэтому и цена на них – по запросу.

Наличники делали из бюджетной древесины — сосны или берёзы. Несмотря на это, они служили своим хозяевам несколько десятков, а некоторые — и сто лет

Стоимость готовых изделий из наличников попроще — от 20 тысяч рублей. Покупают такие предметы декора две категории людей: те, кто видит в них дачную эстетику и приверженцы современных направлений в интерьерах, таких как лофт, минимализм и т.д. С каждым годом растёт число покупателей-иностранцев. Особенный интерес к таким арт-объектам сейчас проявляют жители Франции.

Наличник из России, который обрёл новую жизнь во Франции

«Я думаю, что наличники очень хорошо смотрятся в городских минималистичных интерьерах, хорошо контрастируя со стеклом, бетоном и привнося в такой дизайн свою теплоту. В городской среде наличники становятся акцентным предметом, вокруг которого можно выстроить весь интерьер. Это как некая скульптура, арт-объект, который играет очень яркую роль. На мой взгляд, здесь они смотрятся гораздо лучше, чем в загородных дачных домах, где они, зачастую, просто теряются», – считает создатель необычных предметов.

Сохранить и приумножить

Спасать старину Виталий планирует и в дальнейшем, однако признаётся, что не прочь попробовать свои силы и в других направлениях:

«На данный момент вот увлёкся плетением по дереву. Вообще я открыт ко всему, всеяден. Мне очень интересно экспериментировать и пробовать что-то новое. Сейчас присматриваюсь к керамике и думаю, почему бы не совместить в моём творчестве два направления: наличники и керамику. Конечно, наличники – это «рабочая лошадка». Они меня кормят и дают возможность экспериментировать. В планах же – создание штучного дизайна, небольших серий, коллекционных вещей, которые не хотелось бы потом повторять».

Что же касается наличников, то Виталий уверен, что эта любовь – надолго. Вместе с тем он призывает хозяев старых домов не спешить уничтожать старое, а попытаться сохранить историческое наследие.

Даже на сайдинге старый наличник может смотреться гармонично: смотря как к этому вопросу подойти и какие цвета подобрать. В любом случае, это лучше, чем, сжечь в печи или отнести на помойку.

Художник советует: если есть необходимость в установке пластиковых окон, где присутствуют наличники, постарайтесь сделать их не сплошными, а с рамами, чтобы они не выглядели как пустые глазницы.

«Всегда проще выбросить, чем подумать, как это можно обыграть. Пластик пластиком, но окно – это всё-таки внешний вид, душа дома. На Руси наличники вообще считались сердцем и глазами жилища. Существовало даже поверье, что, чем богаче наличник, тем щедрее хозяин. Я бы не стал торопиться выбрасывать. Подумайте, как можно всё это сохранить и использовать», – говорит Виталий.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт